Содержание
Здравствуйте, дорогие читатели. Самостоятельность и возможность самому себя обслужить – это то, чему необходимо обучать ребенка с самого раннего возраста. Умение умываться, одеваться, кушать ложкой, убирать игрушки за собой дают ребенку чувство уверенности в себе и значительно облегчают процесс адаптации к детскому саду. Дети по своей натуре очень деятельны и активны, они сами стремятся познавать мир. Поэтому важно не подавлять первые желания ребенка что-то сделать самостоятельно, а наоборот всячески поддерживать и поощрять. Сегодня мы поговорим о том, как происходит формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, и как может на это влиять мама.
Развитие у детей навыков самообслуживания. Правила для мам
Самое важное — это режим и распорядок дня. А также составление важных правила и их соблюдение помогут развитию навыков самообслуживания у малышей дошкольного возраста.
Правило № 1
Следует создать необходимые условия для успешного освоения ребенком навыков самообслуживания. Так, одежда должна легко надеваться и сниматься, иметь простые застежки; вешалки и полки должны располагаться на удобной высоте для ребенка.
Все вещи, которыми пользуется малыш, должны находиться в определенном и легкодоступном для малыша месте. Для того чтобы малыш мог сам умываться, возле раковины должна стоять специальная подставка.
Стул за обеденным столом должен быть нужной высоты. Когда малыш может дотянуться до всех нужных предметов, он будет повторять за взрослыми и быстрее научится.
Правило № 2
Ребенка нужно обучать правильности действий и их последовательности. Методично, шаг за шагом малышу нужно показывать и объяснять все необходимые движения. Важно делать это постоянно, пока вы не убедитесь, что малыш может справиться сам.
Первое, что он освоит – это владение ложкой. Учить чаще начинают с 1 года. Сначала нужно направлять и поддерживать его руку с ложкой, помогать черпать кашу. Потом он научится повторять эти движения сам.
Правило № 3
Необходимо учитывать возраст ребенка и уже имеющийся опыт.
При всей тяге и способности детей к обучению, все же не следует бежать впереди паровоза и требовать слишком многого.
Учитывайте возрастные особенности. Но в тоже время следует постепенно усложнять задачи, для поддержания интереса и совершенствования навыков.
Правило № 4
Не забывайте хвалить ребенка, как за положительные результаты, так и за старание, желание помочь, усидчивость.
Старайтесь делать как можно меньше замечаний и не ругайте, если что-то не получилось. Однако похвала тоже должна быть заслуженной. Не преувеличивайте, а конкретно объясните малышу, почему он «молодец», за что вы его хвалите.
Правило № 5
Сами будьте примером для подражания. Дети – наши зеркала, всегда помните об этом. Все, что они видят и слышат, обязательно отразится в их поведении.
Поэтому в первую очередь важно присмотреться к себе. Следите за собой, будьте аккуратны, последовательны и ваши дети будут брать с вас пример.
Дети не только копируют действия мамы по уборке дома, но и походку, движения, привычки, манеру вести себя за столом.
Все самые незначительные движения и поступки родителей можно увидеть у малыша 2 – 3 лет. Повторение за взрослыми позволяет ему осваивать окружающий мир.
Правило № 6
Ребенок должен испытывать интерес к труду и радость от своих достижений. Наберитесь терпения, не ругайте, не торопите вашу кроху, когда он пытается подмести пол, впервые помыть посуду.
Важно, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от своей самостоятельности. Очень полезно закреплять полученные навыки через игру. Утром возьмите куклу с собой умываться, пусть малыш почистит ей зубки, умоет и поможет одеться.
Правило № 7
Соблюдение режима дня – важнейший фактор для гармоничного развития нервной системы малыша, а, следовательно, для формирования трудолюбия и уравновешенности.
Активные прогулки на свежем воздухе, продолжительный ночной и дневной сон, своевременные приемы пищи – залог здоровья, хорошего настроения и успехов в освоении навыков самообслуживания.
Безусловно, рано или поздно ребенок всему научится сам. Дома с мамой возможно и нет острой необходимости все уметь. Но ведь, когда малыш пойдет в детский сад, без элементарных умений и навыков он начнет испытывать определенные трудности.
Воспитатели не в силах пристально следить за каждым малышом, как кто оделся или помыл ручки. Так зачем подвергать ребенка лишнему стрессу в непростой для него период адаптации к детскому саду?
Читайте в рубрике: Как психологически подготовить ребенка к детскому саду.
Поэтому наберитесь терпения, будьте активны, но в то же время спокойны и ласковы и все обязательно получится.
Чем раньше малыш освоит элементарные навыки самообслуживания, тем увереннее он будет чувствовать себя в садике, а родители будут за него спокойны.
Автор статьи Маркина Алла Викторовна.
Когда знакомлюсь вот с такими советами и рекомендации о детях, то вспоминаю время, когда мои дети тоже проходили науку становления самостоятельности. Всё позади и слава богу, что во взрослой жизни теперь всё делается ими на автомате. УДАЧИ!
очень интересно! что замечательно, так только вчера писала на подобную тему (еще не публиковала)
А я вот, читая, пыталась вспомнить, как это было у нас. И не могу вспомнить наверняка. Но вот точно помню, что уборка (особенно орудование пылесосом) раньше делалась гораздо с большим удовольствием, чем сейчас.