Содержание
Самайн является одним из нескольких традиционных праздников кельтов, который рассказывает о приближении темного времени года. Некоторые кельтские народы в этот период отмечали начало нового года. Обычай отмечать Самайн, как и большинство других календарных кельтских праздников сформировался еще в те далекие времена, когда скотоводство преобладало над всеми видами земледельных хозяйств.У древних кельтов Самайн неразрывно связан с завершением пастбищного сезона. В конце октября стадо овец и другого мелкого рогатого скота соединяют вместе и распределяют по хозяйствам. Половина животных остается для размножения, а другая уходит на убой. Такой древний европейский обычай практиковался во времена неолита.
Период торжества длиться на протяжении семи дней. Три дня до празднества и три дня после — столько дней выделялось для гуляния народа. В эти дни проводился сбор королей, вождей и остального народа для празднества.
Столы с пищей и вином были обильные и богатые. Для людей организовывались праздничные игры, соревнования и поединки, где был силен дух соперничества.
История зарождения Самайна
Самайн — важное событие, с точки зрения религии, знаменующее наступление кельтского года. Оно воплотило в себя черты других календарных событий, таких как сбор урожая поздней осенью, который связан больше с молотьбой, чем непосредственно с самим сбором.
Культ скотоводства тесно соприкасается с торжеством. Самайн сходен с любыми другими праздниками, символизирующими начало чего-то нового и неповторимого.
Каждое жилище в Самайн освещалось новым огнем от праздничного костра, добытым путем трения кусочков дерева.
Это позволяло передать его миролюбие и чистоту, которая так необходима для праздника начал.
Затухание старых огней, непрерывно связано с избавлением от злых духов и обновлением жилищ от накопившейся негативной энергии.
Такие обряды у других народов проводились на новогодние праздники, что связывает Самайн с Рождеством, сжиганием бревна в период веселья.
Во время торжества имели место гадания и предсказания для желающих на будущий год. Нередко предстоящие события определялись по костру, а точнее по камням, находящихся в нем, предсказывали будущее, которое ждет их владельцев.
Существовали и другие гадания, приведенные в поэме Бернсона “Хэллоуин”, имеющие эротическую подоплеку.
В Самайн проводились забои животных, для включения мяса в зимний рацион, как и в настоящее время — в День Святого Мартина, не только по экономическим причинам, но и по религиозным соображениям.
Животное забивали в честь святого Мартина, который вероятнее всего, был богом. За невыполнение этого обряда, на людей могли обрушиться несчастье и череда неудач. Данное событие сопровождалось грандиозным пиром.
Позже в кельтской религии животное стали считать божественным, одного из них ежегодно убивали и съедали во время священного обряда. В последствии поклонение скоту прекратилось и забой стал формальным, однако присутствовали следы первоначальной традиции.
Время празднования
Праздник мертвых очень важен для людей, потерявших близких, так как в этот небольшой отрезок времени, все мертвые сущности могут навестить своих родных, проживающих на земле.
Однако время их пребывания среди живых невелико, уже 1 ноября с приходом рассвета они покидают наш мир и возвращаются туда, откуда приходили.
Самайн празднуется 31 октября — 1 ноября. В этот день границы между реальным миром и миром мертвых становятся условными, магические создания могут перебраться к нам и на какое-то время задержаться на земле.
Нередко во время торжества за праздничным столом отводились самые почетные места, куда вызывались души мертвых людей.
Древние кельты веровали в то, что ночь должна предшествовать наступлению нового события и поэтому их празднества проводились в преддверии грядущего дня.
Именно праздник мертвых для большинства ирландцев, существовавших еще до принятия христианства, был самым главным и значащим событием в течение года, овеянным мистическими и магическими таинствами.
Торжество у кельтов тесно соприкасается со следующими аспектами:
— легендами и описанием сущности праздника;
— ритуальными особенностями и забоем скота;
— горением священных огней;
— пышными застольями.
Праздничный пир Самайна
На торжество принято подавать на стол разные яства из овощей и фруктов, мяса скота. Блюда должны быть максимально простыми и повседневными, так как пришедшие на праздник сущности должны любить данные угощения.
Для празднества необходимо подобрать качественное красное вино. Обязательный атрибут застолья — карамельные яблоки.
Фрукты и орехи как раз поспевают к этому сезону и должны обязательно украшать любой стол. Также будет весьма уместным сливочное масло, которое станет хорошим дополнением к пиршеству.
Помимо пышного застолья, у кельтов присутствовали ритуалы, связанные с переодеванием. Люди облачались в костюмы и маски и разгуливали по улицам кельтских городов.
Они ходили от двери к двери, демонстрируя свои пугающие наряды. Таким образом живые люди пытались слиться во едино с мертвыми, чтобы максимально обезопасить себя от их негативного влияния. Гадания и различные игры, также были неотъемлемой частью Самайна.
Отношение разных народов к празднику
В праздничный день завеса двух миров приоткрывается, люди получают возможность связаться с усопшими, поэтому для каждого народа Ночь Охоты раскрывается по-разному.
Велесова ночь — праздник напоминающий данное событие, являющийся неким славянским Хэллоуином.
День мертвых отмечают в Мексике, Хэллоуин празднуют в Америке. Похожие обряды распространены во многих странах мира.
Самайн: связь с Хэллоуином
Самайн и Хэллоуин практически не отличаются между собой. Многие ритуальные традиции перебрались из Самайна в Хэллоуин.
Похожи друг на друга и костюмы, маски, защищающие от потусторонних существ, которые популярны в оба праздника.
Подобное сходство выявлено неслучайно. В XIX веке ирландцы большими группами иммигрировали в Америку, особенно много людей оставили свои дома в Ирландии в период голода в 1840 году.
Вместе с ними пришел и обычай отмечать праздник, который теперь именуется как Хэллоуин. Ежегодно в США празднуют один из самых важных праздников года, сочетающий в себе элементы самайнских традиций, связанных со сбором урожая, вырезания из тыкв.
Однако между двумя мистическими событиями существуют и небольшие отличия. В канун Хэллоуина принято радоваться и дебоширить, а в ночь Самайна, наоборот, все пытаются вести себя тихо и спокойно, чтобы не вызвать гнев мистических существ.
Поговорить и понаблюдать за людьми из потустороннего мира можно единственный раз в году — в ночь Самайна или Хэллоуина в преддверии дня всех Святых.
В такие моменты грань между нашей реальностью и миром мертвых настолько невесома и тонка, что при желании, выполняя необходимые обычаи, можно вступить в контакт со сверхъестественными персонажами.
В современном мире Ночь Дикой Охоты, именуемой Хэллоуином, отмечается практически также, как и День всех Святых. Со временем язычество переросло в христианство, где на ряду со всеми календарными праздниками, верующие отмечают День всех Святых в тот же день, что и Хэллоуин.
Автор: И. И. Зилюнко.
Не знала о таком празднике, интересно было почитать, ознакомится.